RU  |  EN

 

При поддержке:

Генеральные информационные
партнеры:

Информационные спонсоры:

Информационные партнеры:







































































































Здравый смысл. Экологический рейтинг нефтегазовых компаний России



09 декабря 2014

Зал «Владимир»
Отель «Балчуг Кемпински Москва»

9 декабря с.г. в Москве состоялось подведение итогов первого в истории новейшей России рейтинга экологической ответственности нефтегазовых компаний РФ, организованного группой «КРЕОН» и Всемирным фондом дикой природы (WWF Россия). Рейтинг проводился при участии «Национального Рейтингового Агентства» (НРА).

Мероприятие собрало представителей профильных ведомств, нефтегазодобывающих компаний, некоммерческих организаций, экологов и журналистов. Обращаясь к аудитории, глава группы «КРЕОН» Фарес Кильзие подчеркнул, что «”Здравый смысл” - это гражданская инициатива единомышленников, объединенных заботой о защите окружающей среды». Проект в поддержку “зеленой экономики” был инициирован в начале 2014 г. и направлен на максимальное сближение интересов экологии и бизнеса. Первой его частью стало составление рейтинга экологической ответственности нефтегазовых компаний РФ. Г-н Кильзие особо отметил, что «в процессе работы над рейтингом ни на одну из сторон не оказывалось давления, материалы предоставлялись компаниями в разном объеме, но исключительно добровольно, поэтому всех участников в определенной степени уже можно считать победителями».

Планируется дальнейшее расширение проекта за счет организации деловых мероприятий по экологии ТЭК, размещения на портале «Здравый смысл» информации компаний о мероприятиях по защите окружающей среды. Помимо этого, группа «КРЕОН» готова на постоянной основе предоставить площадку для обмена опытом и инновационными решениями в области экологии добычи и переработки. Все эти шаги должны способствовать экологизации нефтегазодобычи в России.

Глава «КРЕОН» поблагодарил за содействие принявших участие в составлении рейтинга и выразил отдельную признательность присутствовавшим представителям американских и европейских компаний и посольств зарубежных государств. «Это большая честь для нас, ведь экология находится - и всегда должна находиться - вне политических интересов и разногласий», - подчеркнул г-н Кильзие.

Экологический рейтинг базируется на имеющихся в публичном пространстве данных о деятельности компаний на территории РФ. Этот принцип является логическим продолжением тезиса о ведении социально-ответственного бизнеса, что и является глобальной целью рейтинга. Евгений Шварц, директор по природоохранной политике WWF Россия, рассказал, что в 2004 г. в России были разработаны и приняты «Совместные экологические требования общественных природоохранных организаций к нефтегазовым компаниям». Тогда в работе над документом участвовали только две НГК - «Сахалин Энерджи» и «ТНК-ВР». Сейчас, спустя 10 лет, ситуация значительно улучшилась: практически все крупнейшие добывающие компании разработали свою экологическую политику и включили в нее положения вышеупомянутого документа. Участие в рейтинге стало следующим этапом совершенствования природоохранной деятельности. По словам г-на Шварца, компании проявляли активность при обсуждении методологии рейтинга. Комментарии и дополнения продолжали поступать и после ее окончательного утверждения. Все они, заверил эксперт, не останутся незамеченными и будут учтены при составлении рейтинга в 2015 г.

C обращением к участникам рейтинга выступила Наталья Соколова, начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзор. Она отметила важность и своевременность проекта, который не просто показывает уровень экологической ответственности компаний, но и стимулирует его повышать. Основные задачи ведомства - выявление и пресечение нарушений в сфере экологии. Однако глобальной целью Росприроднадзора все же является именно предупреждение подобных нарушений, чему рейтинг и способствует. Г-жа Соколова рассказала, что с 2015 г. Минприроды начинает разработку Концепции и Стратегии экологического просвещения, и пригласила нефтегазовые компании войти в оргкомитет по подготовке проекта. Именно совместные усилия власти и бизнеса способны кардинально улучшить экологию страны и подарить будущим поколениям возможность жить на чистой планете.

«Однако для достижения желаемых результатов нужны годы кропотливого и упорного труда. Государственная политика в России в области охраны окружающей среды требует дальнейшего развития», - подчеркнул Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF Россия. Измеримость воздействий, прозрачность и социальная ответственность – главные факторы прогресса бизнеса в области охраны окружающей среды, к которым надо всячески стремиться. Сейчас у общественности по-прежнему нет доступа к данным по сбросам, выбросам и отходам компаний. Цель рейтинга - формирование нового механизма информирования и обратной связи между нефтегазовой отраслью и обществом.

Всего в выборку рейтинга 2014 г. вошло 19 компаний, лидирующих в РФ по объемам добычи нефти и природного газа. Основных игроков российского нефтегазового сектора сравнивали в категориях: экологический менеджмент, воздействие на окружающую среду и раскрытие информации/прозрачность. Рейтинговый балл рассчитывался для каждой компании как среднее арифметическое по 28 критериям рейтинга.

Итоги рейтинга торжественно озвучила Светлана Каневская, директор департамента по развитию бизнеса НРА. Первое место с результатом 1.6164 балла заняла компания «Сургутнефтегаз», на втором месте - «Сахалин Энерджи» (1.5253 балла), на третьем – «Газпром» (1.3545 балла).

По словам аналитика НРА Александра Пахалова, рейтинг показал, что крупные российские нефтегазовые компании демонстрируют достаточно высокий уровень информационной открытости в вопросах, связанных с экологической ответственностью. В то же время уровень прозрачности дочерних компаний остается низким; полнота и качество раскрытия их экологической информации не соответствуют стандартам материнских корпораций. Веб-сайты большинства участников отрасли содержат специальные разделы, посвященные экологическим аспектам их деятельности. Более половины компаний, включенных в рейтинг, ежегодно публикуют специализированные экологические отчеты или раскрывают свои экологические показатели в рамках отчетов об устойчивом развитии. Значительная доля этих отчетов соответствует международным стандартам в области нефинансовой отчетности (GRI), имеет общественное или профессиональное заверение.

Г-н Пахалов отметил, что в ходе просчетов анализировались данные только за 2013 г. Это обусловлено тем, что далеко не все компании обладают информацией о своей природоохранной деятельности за предыдущие годы – скорее всего, ранее этому вопросу не уделялось должного значения. Однако уже в 2015 г. рейтинг будет включать результаты за два года (2013-2014), и межвременное сопоставление станет возможным.

По словам аналитика, нефтегазовые компании, включенные в рейтинг, показали различный уровень в части предоставления дополнительной информации на этапе ее сбора и обработки НРА. По уровню сотрудничества на этапе предоставления дополнительной информации компании распределяются следующим образом по трем уровням:

Высокий уровень - 10 компаний («Башнефть», «Газпром», «Газпром нефть», «Зарубежнефть», «Лукойл», «Новатэк», «Роснефть», «Сахалин Энерджи», «Сургутнефтегаз», «Татнефть»).

Средний уровень - 2 компании (ИНК, «Салым Петролеум»).

Низкий уровень - 7 компаний («Альянс», «Белкамнефть», «РуссНефть», «Славнефть», «Томскнефть», «Тоталь РРР», «Эксон НЛ»).

Таким образом, пилотный проект экологического рейтинга нефтегазовых компаний России в 2014 г. оказался успешным. В его основу легла объективная и сопоставимая информация об уровне экологической ответственности 19 компаний российского нефтегазового сектора и масштабах воздействия их деятельности на окружающую среду. Компании активно взаимодействовали по вопросам раскрытия данных, и проект стал реальным стимулом для повышения прозрачности предприятий. Есть все основания надеяться, что последующие итерации рейтинга будут способствовать совершенствованию его методологии, а значит, увеличению объективности и точности оценок. Ведь, в конечном счете, основная цель рейтинга – поощрение компаний к эффективному использованию углеводородных ресурсов, защите окружающей среды и ведению экологически и социально-ответственного бизнеса в России.

Подробнее о рейтинге http://zs-rating.ru/


Все конференции