RU  |  EN

 

Информационные партнеры:

Нефтяные и нефтехимические отходы 2014



13 октября 2014

Зал «Владимир»
Отель «Балчуг Кемпински Москва»

 

Было бы желание

В последние годы нефтяные и нефтехимические отходы в случае эффективного и рачительного обращения с ними перестают быть побочным продуктом и источником опасности для окружающей среды, и могут рассматриваться как потенциально привлекательный вторичный ресурс. Разработаны инновационные технологии утилизации и переработки, сохраняющие углеводородные фазы, которые в дальнейшем могут быть использованы как товарные нефтепродукты или сырье для внутризаводского потребления. Основной проблемой остается позиция нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. Зачастую они идут по пути наименьшего сопротивления, выбирая сжигание или захоронение нефтешламов – вариант неэкологичный, но простой и не требующий особых затрат

13 октября компания CREON Energy провела Третью международную конференцию «Нефтяные и нефтехимические отходы 2014».

С каждым годом федеральные и региональные власти уделяют все больше внимания вопросам экологии. Сюда относится и проблема утилизации и переработки нефтешламов, отметил в приветственном слове заместитель генерального директора CREON Energy Николай Асатиани. Стихийные отстойники и амбары, заполненные токсичными нефтяными отходами, крайне негативно влияют на окружающую среду. Добывающим компаниям необходимо активнее внедрять технологии переработки нефтешламов, а государству - совершенствовать нормативно-правовую базу.

Проблема переработки нефтешламов актуальна не только для отдаленных районов ХМАО или ЯНАО. В крупных городах центральной части России также образуется большое количество отходов. Но даже в столице вопрос их утилизации остается неясным. Так, в Московском регионе в радиусе 250 км нет ни одного полигона промышленных отходов, который был бы сертифицирован на прием нефтешламов. При этом по данным Департамента природопользования правительства Москвы, подобных отходов в мегаполисе образовывалось около 5,5 тыс. т (по состоянию на 2008 г.), сообщил Владимир Аленцин, заместитель председателя комитета по проблемам экологии и природопользования Московской торгово-промышленной палаты. Нефтешламы в зависимости от способа образования подразделяются на несколько видов: придонные, резервуарные, грунтовые. Однако эксперт уточнил, что появляются они не только на местах добычи нефти или в процессе ее транспортировки. Значительная их часть образуется и в городской инфраструктуре. Основные источники – продукты зачистки резервуаров и трубопроводов, отработанные и некондиционные нефтепродукты, загрязненные органические растворители, продукты, образующиеся в промышленной инфраструктуре.

Согласно статистике, в 2005 г. в Московском регионе было утилизировано почти 5 тыс. т нефтешламов, в 2006 г. - свыше 3 тыс. т. Г-н Аленцин подчеркнул, что в Москве и области сейчас в принципе нет более свежей, единой статистики по утилизации нефтяных отходов. При этом налицо целесообразность ее создания. Производственные нефтешламы являются заметным сегментом рынка отходов, что требует адекватной инфраструктуры их переработки. Существующая система экологического нормирования не позволяет объективно контролировать объемы образования и утилизации нефтешламов. Необходимо их четкое нормативное определение как объекта хозяйственной деятельности, в том числе с учетом общности подходов к утилизации. На данный момент в регионе мощность предприятий по утилизации нефтешламов несоизмерима с объемом производимых отходов.

Что касается нефтеносных регионов России, к сожалению аварийные разливы нефти при ее добыче и транспортировке стали не единичным форс-мажорным обстоятельством, а обыденным явлением, постоянным спутником нефтедобычи. При этом их основной причиной является плачевное состояние промысловых нефтепроводов, сообщил руководитель энергетического отдела Гринпис Россия Владимир Чупров. Однако нефтедобывающие компании не спешат вкладываться в модернизацию. Процент обновления трубопроводов составляет 1-1,5% в год по отрасли, лидер – «Лукойл» - обновляет чуть более 2% в год. Таким образом, полная модернизация российских нефтепроводов потребует около 100 лет. Г-н Чупров рассказал, что по официальным данным за последние пять лет чистая прибыль нефтяных компаний, работающих в России, составила 4,9 трлн руб., при этом цена вопроса обновления нефтепроводов – 1,2 трлн руб. Сумма значительная, соответственно, в короткие сроки программа модернизации осуществлена быть не может. Тем не менее, эти вложения сравнимы с прибылью, получаемой нефтяными компаниями. Эксперт подчеркнул, что необходимо бороться в первую очередь именно с причинами нефтяных разливов, а не только с их последствиями.

Г-н Чупров рассказал, что несовершенство российского законодательства позволяет компаниям, допускающим нефтяные разливы, зачастую отделываться лишь небольшими штрафами. Поэтому многие из них предпочитают платить такие штрафы или попросту скрывать разливы, а не заниматься сбором и утилизацией нефтешламов. В 2014 г. Гринпис России реализовал проект «Нефтяной патруль», в рамках которого на лицензионном участке одной известной нефтяной компании проводились поиск и описание нефтяных разливов. В ходе проекта было обнаружено 204 загрязненных нефтью участка и 125 случаев разгерметизации трубопроводов. В рамках проекта также была предпринята попытка ликвидировать один из загрязненных участков. В ходе его уборки возник ряд проблем: нехватка транспорта, устаревшее оборудование, отсутствие достаточного количества полигонов для хранения нефтешлама. По итогам уборки загрязненного участка Гринпис выработал ряд рекомендаций, в т. ч. увеличение и обновление оборудования для сбора нефтяных отходов, использование сорбентов для очистки водных объектов от поверхностной пленки и транспортабельных комплексов по очистке грунтов от нефти. «Но основная задача нефтедобывающих компаний, - отметил г-н Чупров, - это предотвращение разливов».

С каждым годом появляется все больше технологических решений для переработки нефтяных и нефтехимических отходов. В частности, компания Flottweg SE уже 25 лет работает в России и странах СНГ. По словам Алексея Белоусова, руководителя направления нефтепереработки, за это время было поставлено 75 установок и комплексных систем по переработке нефтешламов. Заказчики – крупнейшие нефтедобывающие компании. Оборудование может быть использовано для переработки как жидких и полужидких фракций, так и застарелых амбарных нефтешламов. Также оно применяется для очистки буровых растворов и барита или обессоливания / обезвоживания свежедобытой нефти.

Инновационная технология переработки кислых гудронов разработана в НИИ химии Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Как рассказала заведующая лабораторией Валентина Занозина, в основе лежит запатентованный метод тонкослойного крекинга. Кислые гудроны – это отходы процессов очистки нефтепродуктов, в основном от непредельных и ароматических углеводородов, концентрированной серной кислотой. Технология сернокислотной очистки нефтепродуктов широко применялась на НПЗ в прошлом веке и привела к накоплению в открытых земляных прудах нескольких миллионов тонн кислых гудронов. Они являются мощными загрязнителями воздуха, почвы, воды, содержат множество токсичных соединений. Кислые гудроны – перспективный источник получения нужных продуктов в народном хозяйстве. В результате использования технологии, разработанной НИИХ, кислые гудроны превращаются в жидкую углеводородную фракцию и битумную массу. Технология отрабатывалась на укрупненных лабораторных (пилотных) установках различной конструкции. Производительность последних достигала 10 кг/час по исходному сырью. Эти работы послужили основой для проектирования и реализации опытной промышленной установки производительностью 10 тыс. т в год по исходному сырью. Выходная продукция: битумный материал – 7-8 тыс. т в год и жидкое топливо – 2-3 тыс. т в год.

«Газпром ВНИИГАЗ» представил технологии по обезвреживанию и утилизации нефтешламов и рекультивации нарушенных земель. По словам старшего научного сотрудника Людмилы Стрекаловой, стратегия компании «Газпром» в области обращения с отходами производства и потребления предусматривает экологически безопасное обращение с отходами; снижение объемов отходов, направляемых на захоронение; повышение уровня их использования, обезвреживания и переработки. Реализована технология химического обезвреживания и утилизации нефтесодержащих шламов (жидких, пастообразных и твердых) с получением товарного продукта. Технология апробирована в реальных условиях, доказана ее всесезонная применимость. На продукт утилизации нефтесодержащих шламов получены все необходимые разрешительные документы для его применения в дорожных покрытиях (инструкции, регламенты, паспорт и технические условия, гигиенические сертификаты и др.). Обсуждается также технология отверждения (капсулирования) бурового шлама с получением строительного материала, используемого для сооружения насыпных оснований. Имеются наработки для условий Крайнего Севера по использованию подземных резервуаров для размещения буровых шламов. Они могут сооружаться как в прослоях льда, так и в толще мерзлых песчаных отложений. Образующийся при строительстве песок используется для отсыпки площадок на территории буровых установок. Помимо этого у компании есть большой опыт по применению технологий биологического восстановления нарушенных земель при их рекультивации от нефтяных загрязнений. Эти технологии основаны на способности почвенных микроорганизмов в процессе жизнедеятельности разлагать углеводороды и восстанавливать продуктивность почв. В основе биопрепаратов - пять новых штаммов микроорганизмов, обладающих высокой скоростью разложения углеводородов при низких температурах. Препараты имеют высокие показатели по эффективности очистки почвы от нефтезагрязнений (сырой нефти, газового конденсата и других нефтепродуктов).

Подводя итоги конференции, Николай Асатиани выразил надежду, что «добывающие компании, наконец, начнут уделять достаточное внимание вопросу утилизации и переработки нефтешламов. Сложная ситуация на внутреннем и мировом нефтегазовом рынке не должна влиять на экологическую политику, а вот защита окружающей среды должна оставаться приоритетом для российских нефтедобывающих компаний при любых вариантах развития событий в отрасли».


Электромобили 2018

13 апреля 2018

Битумы и ПБВ 2017

28 ноября 2017

ТрИЗ 2017

27 ноября 2017

Ароматика 2017

27 октября 2017

Гелий 2017

24 октября 2017

Топливные присадки 2017

05 сентября 2017

Все конференции