RU  |  EN

 

При поддержке:

Генеральный информационный
партнер:

Информационные партнеры:

СПГ 2015



18 сентября 2015

Зал «Ярославль»
Отель «Балчуг Кемпински Москва»

На газовом фронте без перемен

Правительство РФ четко сформулировало ориентиры по СПГ-производству на ближайшие 20 лет - доля России на мировом рынке сжиженного газа должна вырасти до 12%. Однако уже сейчас понятно, что эта планка, мягко говоря, завышена: нынешние темпы развития отрасли не соответствуют расчетам чиновников. Во многом это обусловлено введенными ограничениями на зарубежные технологии и оборудование. Отечественные производители пока не готовы полностью заместить иностранную продукцию. Более того – становится все очевиднее, что мы безнадежно отстаем в производственной гонке и вряд ли сможем сократить разрыв.

Компания CREON Energy 18 сентября в рамках проекта «Здравый смысл» провела Четвертую международную конференцию «СПГ 2015». Мероприятие прошло при поддержке «Российского газового общества» и «Национальной газомоторной ассоциации», генеральным информационным партнером выступил журнал «Нефть России».

Генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов отметил, что производство СПГ в России сейчас направлено как на внутренние нужды, так и на внешние. Государственная стратегия до 2035 г. предусматривает увеличение доли российского сжиженного газа на мировом рынке. Однако перспективы экспортных СПГ-проектов весьма туманны. Причина этого - зависимость от иностранных технологий и оборудования, которое попало под санкции, и неготовность российских компаний полностью его заместить. Что касается внутренней газификации – она нужна и важна, однако при всей ее востребованности важно просчитать экономическую эффективность и целесообразность таких проектов.

По итогам 2014 г. добыча природного газа в России составила 639 млрд м3, сделав страну мировым лидером по этому показателю, сообщила независимый эксперт Динара Арифулова. Энергостратегия до 2035 г. предусматривает рост добычи газа в России на 29−39% до 821−885 млрд м3. К этому времени экспорт в Европу увеличится на 1−10%, а поставки в СНГ снизятся на 35−52%. Стратегия предусматривает перераспределение экспорта за счет поставок в Азию и производства сжиженного природного газа.

Говоря о ситуации в мире, эксперт отметила, что опережающими темпами будет увеличиваться предложения нетрадиционного газа, на который к 2040 г. будет приходиться уже почти 20% мирового производства (14% - сланцевый газ в Северной Америке и Китае, 4% - метан угольных пластов, 1% - биогаз). Что касается спроса, ожидается его рост на природный газ на 1.6 % ежегодно. Мировое потребление составит 5.3 трлн м3 природного газа. Основной прирост спроса (81%) обеспечат развивающиеся страны.  

К 2040 г. в структуре международной торговли природным газом доля СПГ достигнет 48%. В 2012 г. этот показатель составлял 43%. Мировые поставки СПГ к 2035 г. возрастут на 1.4 млрд м3/сутки, при этом Австралия (0.45 млрд м3/сутки) и США (0.4 млрд м3/сутки) обеспечат каждая около трети этого роста. Это связано с тем, что в настоящее время в этих странах имеется наибольшее число строящихся заводов по сжижению природного газа. Поставки СПГ из Африки возрастут на 0.34 млрд м3/сутки. Крупнейшим производителем СПГ на сегодня является Катар, но страна не рассматривает варианты дальнейшего наращивания мощностей по его производству.

Азия является основным направлением поставок СПГ, ее доля в мировом спросе выше 70%. К 2035 г. Китай станет вторым крупнейшим импортером СПГ (0.34 млрд м3/сутки) сразу после Японии (0.37 млрд м3/сутки). Доля Европы в глобальном импорте СПГ возрастет до 19% к 2035 г. с дополнительными 0.28 млрд м3/сутки спроса.

Доля России на мировом рынке СПГ на сегодняшний день составляет менее 5%, целевой задачей на 2035 г. является выход на 12% от общего объема рынка. Это станет возможным за счет увеличения производства СПГ в 5 и более раз (с 14 до 74 млрд м3).

На данный момент единственным в России крупнотоннажным производителем СПГ является завод в рамках проекта «Сахалин-2», запущенный в 2009 г. По итогам 2014 г. поставки газа на предприятие составили 15.7 млрд м3, это на 90.4 млн м3 (0.6%) меньше, чем в 2013 г. Такие данные сообщила Анастасия Артамонова, руководитель группы мониторинга газовой промышленности ЦДУ ТЭК. За первое полугодие 2015 г. этот показатель также снизился на 1.6% до 8 млрд м3. Снижение обусловлено уменьшением добычи газа компанией «Сахалин Энерджи».

Объем товарного производства СПГ за 2014 г. составил 10.7 млн т (-0.5% по сравнению с данными за 2013 г.).

Экспорт сжиженного газа также имеет тенденцию к небольшому снижению, которое за 2014 г. составило 1.1%, за первое полугодие 2015 г. - 0.4%. Основное направление экспорта - страны АТР (Япония, Корея, Тайвань). Как правило, поставки осуществляются на основе долгосрочных контрактов. Г-жа Артамонова отметила, что тенденция к снижению экспортных показателей по газу сохранится в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Если «Сахалин-2» уже активно действует, то перспективы реализации других российских СПГ- проектов достаточно неопределенные, отметил генеральный директор «Сервис ВМФ Группа» Сергей Миславский. На сегодняшний день отложенные позиции имеют такие проекты, как «Штокман СПГ», «Владивосток СПГ», «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ». Главное препятствие для их реализации - конкурентная борьба внутри страны за либерализацию экспорта не только СПГ, но и всего природного газа. Докладчик привел и конкретные примеры. Так, сроки начала поставок СПГ со Штокмана сдвинуты с 2014 г. на 2017 г. «Владивосток СПГ» летом 2015 г. признан неприоритетным для реализации в ближайшее время. Выпуск продукции на заводе «Балтийский СПГ» начнется не раньше 2018 г.

Несмотря на то, что «Ямал СПГ» уже перешел в стадию строительства терминала на базе порта Сабетта и завода СПГ (на сегодняшний момент степень готовности завода – 45%), по-прежнему вызывает опасения его логистика. Даже при невысокой себестоимости СПГ она значительно увеличит стоимость для потребителей, т.к флот танкеров для проекта будет определять постоянно высокий уровень фрахтовой цены.

Эксперт особо отметил тот факт, что с 2009 г. в России никак не реализуется программа по строительству танкеров СПГ: они по-прежнему под различными предлогами заказываются в основном в Южной Корее.

Сомнительны и перспективы применения сжиженного газа в качестве судового и автомобильного топлива, утверждает г-н Миславский. Главный сдерживающий фактор - неопределенность в больших проектах, которые не предусматривают технологии  перевалки СПГ для бункеровки судов, автомобильных терминалов.

Кроме этого, Сергей Миславский высказал мнение, что борьба с так называемой «монополией»  на экспорт газа «Газпромом» приведет к значительному ухудшению переговорных позиций России на мировом рынке в условиях борьбы за изменение формулы цены на газ, отказа от нормы «бери или плати», роста арбитражных операций и выхода новых игроков на рынок, прежде всего США, в сегменте СПГ.

 И все же новые СПГ-проекты имеют шансы быть реализованными, хоть и с некоторой задержкой. Соответственно, такое активное развитие отрасли требует от природоохранного сообщества готовности к участию в оценке воздействия на окружающую среду при их проектировании. Однако до настоящего времени в России не проводилась оценка жизненного цикла производства и транспортировки СПГ, рассказал Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России.

Для учета экологических аспектов при реализации крупных проектов WWF предлагает внедрение стратегической экологической оценки (СЭО). В настоящее время она отсутствует в законодательстве России, что не мешает ее проведению в добровольном порядке. Одним из основных условий проведения СЭО является рассмотрение альтернатив реализации планов и программ. WWF предлагает включить СПГ в набор альтернативных сценариев по энергетическому обеспечению Камчатского края.

Специалисты организации провели сравнительный анализ воздействия эмиссий загрязняющих веществ на качество воздуха при трех сценариях реализации проекта «Ямал СПГ»: транспортировке ПГ с Южно-Тамбейского месторождения по газопроводу (гипотетический сценарий), сжижении и транспортировке СПГ танкерами, топливом которых является сжиженный газ, и сжижении и транспортировке СПГ танкерами, работающими на дизельном топливе. В итоге самый экологичный вариант - сжижать и перевозить газ танкерами, работающими на СПГ.

Автономная газификация отдаленных населенных пунктов – самое перспективное применение СПГ внутри страны. Но эта сложная и дорогостоящая задача требует от игроков рынка времени и серьезных финансовых вливаний. Компания «Газпром газэнергосеть» ведет переговоры по автономной газификации сжиженным природным газом с властями Томской, Вологодской, Кировской, Новосибирской и других областей. Об этом сообщила Анастасия Соколова, главный специалист управления газификации и переработки газа компании. Работа началась после реализации пилотного проекта автономной газификации СПГ Пермского края в рамках программы газификации регионов РФ. Этот проект был реализован для трех населенных пунктов края, удаленных от магистральных газопроводов и месторождений. У жителей этих северных поселков, которые раньше пользовались дровами и углем, появилась возможность отапливать дома газом. В населенных пунктах также газифицируются без использования магистральных трубопроводов социальные объекты (больницы, школы) и сельскохозяйственные предприятия. В рамках проекта построен мини-завод по производству СПГ и три станции хранения и регазификации СПГ в непосредственной близости от поселков Ильинский, Нердва и Северный Коммунар. Доставка СПГ до населенных пунктов осуществляется криогенными автоцистернами.  Администрация региона в рамках проекта  гарантировала удовлетворительное состояние дорог для своевременной подвозки СПГ. Запас газа в каждом населенном пункте рассчитан на 5 дней.

Тему газификации регионов продолжил Александр Климентьев, заместитель министра природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края. Там тоже ведется серьезная работа в этом направлении, цель которой - за счет вовлечения имеющихся резервов и ресурсов в Восточной Сибири и в Байкальском регионе в течение 3-4 лет организовать поставки природного газа в виде СПГ потребителям края. В результате будет создана инфраструктура СПГ, центры подготовки персонала, сформированы центры компетенции по обслуживанию криогенного оборудования, созданы предпосылки для локализации производства криогенного оборудования, подготовлены сети для получения магистрального газа. Определен список возможных поставщиков СПГ, их мощность на данный момент около 2.1 млн т/год, возможно расширение до 4.9 млн т/год.

В таком случае в эксплуатацию будут вовлечены газовые месторождения с общими запасами более 200 млрд м3 газа, которые не имеют доступа к внутреннему рынку или к газопроводу «Сила Сибири».

Потенциал рынка Байкальского региона докладчик оценил в 3 млн т СПГ (более 60 млрд руб. в год).

Газификация Забайкальского края создает предпосылки для выхода российского СПГ на рынок континентального Китая, что позволяет диверсифицировать рынки сбыта и усилить позиции России в качестве мирового лидера газовой отрасли.

 Что же могут предложить российские компании СПГ-проектам в рамках импортозамещения? По словам руководителя управления стратегического маркетинга компании «Криогенмаш» Александра Мазина, все не так плохо. На данный момент в мире насчитывается 112 малотоннажных СПГ-заводов, из них 10.7% работает по технологии и с оборудованием «Криогенмаша». Все эти заводы расположены в Китае.

В общей сложности «Криогенмаш» изготовил 17 систем хранения и газификации СПГ, с 2006 г. заказчикам поставлено 20 ожижителей природного газа, еще 7 находится в производстве. «Криогенмаш» обладает двумя собственными технологиями мало- и среднетоннажного производства сжиженного природного газа и вполне способен в значительной мере решить задачу импортозамещения технологий производства СПГ.

 «Криомаш-БЗКМ» - еще один отечественный производитель оборудования для сжижения, хранения и использования СПГ. Как рассказал директор по маркетингу Алексей Семенов, компания предлагает полный спектр услуг в области получения и использования сжиженного природного газа: разработку ТЭО и конструкторской документации; изготовление оборудования для станций сжижения газа и станций регазификации. В частности, компания предлагает потребителям малотоннажную установку сжижения природного газа с варьируемой производительностью (1.5-3-4.5 т/час). Установки такого типа используются преимущественно на газоразделительных станциях.

Пилотный проект компании – разработка криогенного топливного бака, который предназначен для заправки транспортных средств (от легкого микроавтобуса до грузового транспорта). Его рабочий объем составляет 185 л, время бездренажного хранения - 21 сутки.

Газификация автомобильного транспорта хоть и признана в России экономически эффективной, но происходит чрезвычайно медленно. По словам директора по развитию Russian Automotive Market Research Александра Козлова, потребители не видят преимуществ автомобилей на ГМТ и выбирают традиционные бензиновые и дизельные двигатели. Те же умельцы,  кто устанавливает на машину газобаллонное оборудование самостоятельно, как правило, не регистрируют это в ГИБДД. Соответственно, делает вывод эксперт, посчитать точное количество таких переделанных автомобилей невозможно. По приблизительным оценкам это 0.8-1.2 млн шт.

Первые государственные инициативы по внедрению ГМТ стартовали еще в 1996 г., однако комплексный подход к проблеме начался всего три года назад. Основной стимул развития рынка – это субсидии на закупку газомоторной техники. По итогам 2014 г. они составили 3.77 млрд руб., в 2015 г. выделено 3 млрд руб. На эти деньги закупаются автобусы и техника для ЖКХ. Обязательные условия предоставления субсидий регионам - наличие сформированной в регионе инфраструктуры (в том числе АГНКС) для эксплуатации газомоторной техники и утвержденной региональной программы по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива или наличие на территории субъекта РФ городов - организаторов чемпионата мира по футболу 2018 г.

В июле 2015 г. на совещании Президента Владимира Путина с Правительством и Минэнерго были определены 23 региона для реализации пилотных проектов по переводу транспорта и техники на газомоторное топливо. Тем не менее, к 2020 г. доля газовых автомобилей в парке останется исключительно низкой: 0.8% для грузовиков и 3.1% для автобусов.

Компания «Камаз» - один из немногих российских автопроизводителей, кто освоил и успешно практикует выпуск грузовиков на ГМТ. Как рассказал директор по газомоторной технике и диверсификации Евгений Пронин, в 2015 г. запущен производственный корпус с объемом выпуска 8 тыс. машин в год. Между «Камазом» и «Газпромом» подписано соглашение о стратегических направлениях сотрудничества в области расширения использования природного газа в качестве моторного топлива. Объем инвестиций в разработку и освоение производства газомоторной техники оценивается в 1.5 млрд руб.

Также компания уделяет внимание развитию сервиса своей газовой техники: аттестовано 39 сервисных центров на право обслуживания ГМТ.

В перспективе – разработка гибридного автомобиля на СПГ, который будет соответствовать экологическому стандарту Евро-5.

В Татарстане совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо» реализуется проект по развитию инфраструктуры СПГ. В его рамках запланировано строительство комплекса по сжижению природного газа, создание к 2030 г. сбытовой сети из 13 криоАЗС. Ежегодное потребление СПГ должно вырасти до 197 тыс. т, а количество газомоторной техники - до 16 тыс. единиц.

Сжижение газа – один из основных (наряду с производством газохимической продукции) способов освоения объемов «низконапорного  газа» непосредственно на месторождении или вблизи него. Как рассказала руководитель проектов компании «Морстройтехнология» Софья Каткова, так называются остаточные запасы газа на месторождениях ЯНАО, добыча которых является нерентабельной или низко рентабельной. Проведенная учеными оценка показала, что по достижении 85%-го порога выработки балансовых запасов только на Медвежьем, Уренгойском и Ямбургском месторождениях останется не менее 1.7 трлн м3 газа, из которых более 600 млрд м3 - «низконапорный». В докладе  были представлены текущие транспортные проекты региона и указано, что развитие Северного широтного хода и освоение ННГ в районе Надыма - взаимосвязанные проекты, в перспективе железнодорожная транспортировка возможна и на экспорт через порт Сабетта, грузооборот которого на первом этапе (в 2017 г.) должен составить 5 млн т/год с перспективой увеличения до 20-25 млн т.


Все конференции