RU | EN

 


Helium 2016



October 21, 2016

«Кempinski Мoika 22» Saint Petersburg

Helium 2016: event report

Overview of «Helium 2016» Conference held by CREON Energy

In the next few years the situation in the helium market, both globally and in Russia, will be absolutely transparent: worldwide oversupply is guaranteed. The extent of the oversupply depends on the number of new projects commissioned. Meanwhile in Russia, the main player in the industry has solved all his local problems and is now focused on the future project which is clearly export-oriented.

The Fifth International «Helium 2016» Conference, organized by CREON Energy in Saint-Petersburg, was held on October 21. Gazprom gazenergoset, Gazenergoset Geliy and Linde became the Partners of the event.

«The configuration in the global helium market has obviously changed, – said Sandjar Turgunov, General Director of CREON Energy, in his welcome address. – Production has been growing for several years, and this ended the times of product shortage. The negative development though, is lower consumption. We expect that the general trend will continue in the coming years both in the world and in Russia. Production in Russia exceeds the demand, and export volumes remain stable. However, consumption in strategically important industries such as medicine, science, defense, is staying flat. So the driver in the helium market is entertainment industry, the helium balloons». Mr. Turgunov also noted that the market is closely monitoring the implementation of the country's main helium project - construction of the Amur Gas Processing Plant and creation of helium hub.

Helium production in Russia grew by 3% and reached 4.97 million m3 in 2015. As reported by Lola Ogrel, Head of Analytical Department of CREON Energy, the export amounted to 1.68 million m3, which is exactly twice the figure of the previous year. In 9 months of 2016, almost 1 million m3 was shipped to customers abroad.


The main export destinations in 2015 were Austria, Germany and Belgium. Ms. Ogrel noted that Gazprom exported only liquid helium in tanks. Some volumes of liquid and gaseous helium were supplied to Ukraine, Kazakhstan and other CIS countries by Tehgaz, Tehmed, and Industrial Gas Technologies.

Helium consumption in Russia decreased by 4.6% to 3.5 million m3 in 2015, while the demand in strategically important sectors stayed flat. The consumption structure is dominated by the entertainment industry with the 48% share, 30% is consumed by industrial applications, and 22% is a share of liquid helium for medicine and science.

Magnetic resonance imaging remains the largest consumer of liquid helium in Russia. The demand for liquid helium by the research institutions is stable and does not exceed 100 thousand liters per year. Ms. Ogrel noted that the old scanners (with up to 1 thousand liters per year consumption) are being replaced with new MRI systems that do not require constant refilling. Apart from this, the share of permanent helium-free magnet scanners will grow. Therefore, consumption of liquid helium will be growing at a very moderate pace.

Gazprom Gazenergoset sold 4.9 million m3 of helium in 2015; 3.58 million m3 was supplied to domestic consumers, the rest was exported. The data was presented by Dmitry Koinov, Head of Prospective Market Sales Directorate. In 2016, Gazprom expects a small increase in sales volumes at about 2%, however the supplies will be significantly redistributed to the Russian market. Lower export will be caused by the decision to prioritize local market in the situation of limited production.


The import of liquid helium reached its peak in 2014 and has been steadily declining since then. It amounted to 241 thousand m3 in 2015, and is expected at 150 thousand m3 this year.



Sales of liquid helium by Gazprom Gazenergoset equaled to 1.89 million m3 in 2015; a slight decline is expected this year with the forecast at minus 6.5% to 1.77 million m3. Mr. Koinov said that supplies to the domestic market will exceed 40% of the total sales volume in 2016. In general, the sales to the Russian consumers have grown over the past few years. This growth is supported by launches of new filling stations and enhancement of electronic trading services (better sales flexibility and transparency).

The speaker noted that the total sales volume is close to maximum production capacities. In general, the Russian market has certain limits and is developing together with the economy; and it is in this regard that the excess production is exported through Gazprom Export.

Sales of gaseous helium reached 3 million m3 in 2015, with growth expected in 2016 to 3.27 million m3; the increase to be caused by higher sales of grade B helium. The sales of grade A helium are relatively stable (approximately at 100 thousand m3).

According to the speaker, higher sales of grade B helium are explained by the growth of economy, new helium applications and replacement of imports.

Mr. Koinov noted that the sales of gaseous helium through the electronic trading platform were annually growing. Back in 2013, when electronic platform was launched, 9% of the total volume was traded there, while now the share of electronic trading has reached 20% and is expected to stay at that level in future. «In theory, we can sell even 30% through ETP, - said the expert. - In Europe, the share is 10%. We keep the average level that suits both the Federal Antimonopoly Service and the consumers».

In general, Gazprom Gazenergoset has reached its goals in the helium market and does not intend to be proactive in the near future. Dmitry Mironov, General Director of the company, said that the targets set two-three years ago are now achieved, and there is a certain balance in the market. In recent years, the company solved the main tasks of Russian helium market infrastructure development: liquid helium production was launched, sales points established in major consumption centers like Moscow, St. Petersburg and Novosibirsk, and electronic trading set up as a transparent pricing mechanism.

Dmitry Koinov added that the company sees certain growth points in helium consumption: these are respiratory gases and renewed zeppelin construction. At the same time, Gazprom Gazenergoset has no plans to invest in the development of consuming industries. At present, company's participation in stimulation of demand is indirect: the main efforts are focused on market transparency and availability of the product.

Alexander Bazvanov, General Director of Tehmed Company, asked whether Gazprom had any plans to develop the trading policy for liquid helium. Mr. Koinov answered that the trading policy for gaseous helium had been recently adopted and implemented, and is now tested in practice. When this process is completed, the time for the liquid helium will come, too. At the same time, the expert said, trading of liquid helium is largely similar to that of gaseous helium.

The annual growth of global demand for helium is expected at 1.5% in the next 10 years, which is lower than forecasted earlier (2-3%). According to Didier Lebout, Strategy & Development Director of Gazprom Marketing & Trading France, consumption in some segments that were significantly affected by the product shortage in 2011-2013, didn’t recover to previous levels. The demand was partly taken over by helium substitutes. The most optimistic scenario implies average annual growth rate of 2.5% (on the basis of historical trends over the past 15 years). This corresponds to by-country and by-application forecasts of helium demand behavior.

However, the helium shortage in the world will be back, says Didier Lebout. The by-country outlook to 2030 expects the 85 million m3 gap. This calculation ignores the production volumes of Amur GPP, but includes all FID projects and an estimate of 25% of other projects announced. It is expected that exporters will seek to reduce logistics costs by supplying the product to neighboring regions to take competitive advantage of geographic proximity.

Nick Haines, Head Global Helium Source Development at Linde Global Helium, commented on the situation in the US helium market. He described it as «helium gold rush», implying that oil and gas companies are highly interested in special gases, including helium. Among other reasons, such interest is caused by declining prices for oil and natural gas. According to Mr. Haines, plenty of helium production projects have been announced in the United States by now, but it is unclear how many of them will be commissioned. «To announce a new project and to launch production are two different things. Average project completion time is 5-8 years, while it is feasible to spend time and efforts on a capacity of at least 300 containers», - concluded the expert.

Referring to the Amur GPP, Didier Lebout noted that the project would change the whole paradigm of the global helium market. The helium capacity of the plant can be expanded with minimum investment in natural gas production and transportation. The volume of helium reserves contained in natural gas at Chayanda and Kovykta fields is many times higher than the current project is designed for. Theoretically, taking into consideration the reserves of Yakutsk and Irkutsk gas production centers, the annual helium output can reach and be maintained at 180 million m3.

The speaker noted that for the first time in the world helium history, a single production source would be enough to cover the forecasted shortage in the global market in various scenarios during the next 30 years.

According to Andrey Blinov, Head of Oil, Petroleum Products and Petrochemicals Marketing and Export at Gazprom Export, the main helium volumes will be supplied to the world’s largest consumers. Contracting will obviously take a good deal of time. Moreover, the contracts will have to comply with corporate rules applied by the parties; negotiations may well last for up to six months.

Anatoly Kim, General Director of Gazenergoset Geliy, presented detailed information on the logistics center project for helium containers services (HUB) which will be launched together with Amur GPP in 2021. The HUB will be located not far from Vladivostok in the territory of Nadezhdinskaya free economic zone. It is an integral part of Amur Gas Processing Plant in terms of providing continuous and reliable transport logistics for deliveries of commercial liquid helium to the export ports.

The estimated volume of helium that will be produced at Kovykta and Chayanda gas fields is 60 million m3. Its significant part will get liquefied and shipped to consumers abroad, which means the necessity of cryogenic motor transport from the Amur GPP to the HUB, and then to the ports of Vladivostok and Nakhodka. The distance between GPP and HUB is about 1.5 thousand km; two service stations for drivers will be built on this section of the road. Gazenergoset Geliy will operate the facilities. Anatoly Kim indicated that cryogenic containers will be owned by customers: the company does not plan to purchase tanks.

Linde Company is one of the world's leading producers of cryocontainers. Irina Uvegard, Head of Cryogenic Equipment Proposal Development Department at Linde Engineering Division, presented a new product, the Helicon 2.0 isocontainer for transportation of liquefied helium. It has enhanced performance indicators. Helium storage time is not less than 40 days, liquid nitrogen - not less than 35 days. The speaker underlined that the product loss is very low at 90% filling rate. Cryocontainers are designed for transportation by automobile and sea transport, and meet the international design standards.

Ms. Uvegard noted that the company provides its customers with all necessary licensing documents for container use in the Russian market.

Alex Varghese, Director of Engineering at Gardner Cryogenics, spoke about cryocontainers offered by his company. Gardner tanks for liquid helium transportation have a capacity from 1 to 15 thousand gallons, while stationary storage tanks range from 5 to 30 thousand gallons.

Cryomash - Balashikha Cryogenic Engineering Plant (Cryomash-BZKM) produces a wide range of cryogenic equipment for nuclear, metallurgical, chemical and petrochemical industries, for enterprises of Roskosmos and the defense industry. Alexey Semenov, Deputy General Director, presented the company's research in the field of cryogenic helium systems on the example of the current project of helium refrigerator, as well as helium purification system. The systems include helium liquefiers and refrigerators, turbo-expanders with gas-static and gas-dynamic bearing systems, pre-cooling cryogenic units, helium and nitrogen storage systems.

As the large-scale helium project is being realized in Russia, local research in the field of gas mixture separation is becoming more and more important. Tekon Membrane Technology Company develops membranes for helium extraction from gas with a reduced concentration-polarization value. Georgy Kagramanov, Head of Membrane Technology Department at Mendeleev University of Chemical Technology, announced development of the modified hollow fiber membrane with high selectivity indicators for He / CH4. Mechanical durability at 95 atm pressure on methane without plasticizing has been experimentally confirmed; geometrical fiber dimension control technology has been achieved. «We have learned how to control selectivity-permeability parameters within a polymer material, - says the expert. - Also, we have resolved several types of membranes with different parameters, similar to Air Liquide membranes (more selective - less permeable) and UBE membranes (more permeable - less selective)».

The very important factor for designing oil & gas facilities that use membrane technologies is scientific and technical support. According to Vladimir Solomakhin, Chief Specialist at Gazprom’s Central Design Bureau of Oil Devices, selection of appropriate membranes for particular application has  significant importance, but it is only part of the challenge. There should be a correct approach to the requirements for target components extraction from natural gas in every process stage of membrane gas separation depending on technological capabilities. Determination of operating parameters for membrane equipment requires competent arguments and understanding of all the consequences of the solutions chosen (tangible impact on capital investment and maintenance costs). Rationale for choosing the technological schemes for gas separation should have due regard to resource-saving and energy-saving characteristics of applied technological processes. Competent understanding of possible side effects of membrane technologies application in a specific process in many cases leads to the necessity of using additional equipment. Integration of membrane technology in the classical processes must be solved comprehensively, i.e. with due account for equipment properties and specifics of gas separation processes. In some cases it is feasible to apply a more complex process and to combine different types of equipment. The speaker noted that innovation should be introduced through a correct and comprehensive approach with a reasonable degree of risk minimization.

Anton Troinikov, 1st Category Engineer at VNIPIgasdobycha, spoke on the advantages of membrane technology for extraction of helium from natural gas. He emphasized the possibility of reducing capital investment and maintenance costs while using membrane technology instead of the traditional cryogenics in a situation when helium production will exceed demand in the global market.

The process flow scheme of helium concentrate membrane separation at Chayanda oil, gas and condensate field is designed to preprocess all the gas produced at Chayanda field and to expand capacities for accommodating gas from Kovykta gas condensate field. Taking into account helium production at the Amur GPP, the maximum gas supply to membrane separation unit will depend on the market demand for commercial helium.

But the use of membrane technology in natural gas treatment is complicated by the lack of locally produced membrane elements. There are two ways to solve this problem: to establish own production from scratch or to localize existing supplies (partially or in full). The choice between the options should be done with due regard to economic feasibility, risks and test results.

The experimental membrane unit at Kovykta gas condensate field is in operation for about three years now; its experience improves the reliability of the source data for design and further operation of full-scale gas separation membrane units at Chayanda condensate field and at other Gazprom facilities. The experimental membrane unit provides an opportunity to perform tests of locally produced membrane elements on a multicomponent gas mixture in the conditions similar to the projected full-scale plant, and to assess possibilities of application in the future projects of Gazprom.

Helium is widely used already for development of new technologies, in scientific research and across various industries. In future, its application - due to the unique properties - in power plants, medical devices and R&D has a great strategic importance. Nikolay Agapov, Chief Designer of High-Energy Physics Laboratory located in Dubna (Moscow region), where a scientific NICA megaproject is being implemented, spoke about superconducting heavy-ion collider designed to study phenomena in the hyperdense hot matter. The cryogenic complex in the Laboratory includes largest helium liquefiers in Russia. The speaker reported success in testing new prototype models of locally produced equipment: helium liquefier with the capacity of 1.1 thousand liters per hour with helium rotary compressor of 30 atm and gas supply of up to 6.7 thousand Nm3 per hour. NPO Geliymash and NIIturbokompressor are suppliers to NICA project.


All conferences

RU  |  EN

 

Партнеры:

Информационные партнеры:

Гелий 2016



21 октября 2016

«Кемпински Мойка 22» Санкт-Петербург

Прогноз: ясно

Пост-релиз конференции «Гелий 2016». Организатор – CREON Energy

В ближайшие несколько лет ситуация как на мировом, так и на российском рынках гелия будет предельно ясна и понятна. В мире ожидается гарантированный профицит, который будет увеличиваться в случае реализации хотя бы части заявленных проектов. В России же основной игрок отрасли решил все внутренние задачи и сосредоточился на проекте будущих лет, который однозначно станет экспортоориентированным.

Пятая международная конференция «Гелий 2016», организованная компанией CREON Energy, состоялась 21 октября в Санкт-Петербурге. Партнерами мероприятия выступили «Газпром газэнергосеть», «Газэнергосеть гелий» и Linde.

«Конфигурация мирового рынка гелия поменялась, и это очевидный факт, - заявил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. – Производство росло несколько лет подряд, и это дало результат – дефицита гелия больше нет. Минусом стало снижение потребления. Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы и в мире, и в России. Производство в РФ превышает спрос, объемы экспорта стабильны. Однако потребление со стороны стратегических отраслей – медицины, науки, оборонки – почти не растет. А значит, как ни крути, драйвер развития гелиевого рынка – это индустрия развлечений, шарики». Г-н Тургунов также отметил, что рынок внимательно следит за реализацией главного гелиевого проекта страны – строительством Амурского ГПЗ и созданием гелиевого ХАБА.

Производство гелия в России по итогам 2015 г. выросло на 3% и достигло показателя в 4.97 млн м3. Как рассказала руководитель отдела аналитики CREON Energy Лола Огрель, экспорт за этот период составил 1.68 млн м3, это ровно в два раза превышает показатель года предыдущего. За 9 месяцев текущего года иностранным потребителям было направлено чуть менее 1 млн м3.

Основной объем экспорта в 2015 г. пришелся на Австрию, Германию и Бельгию. Г-жа Огрель отметила, что «Газпром экспорт» поставляет за рубеж только жидкий гелий и только цистернами. Небольшие поставки жидкого и газообразного гелия на Украину, в Казахстан и другие страны СНГ осуществляют такие компании, как «Техгаз», «Техмед», «Технологии технических газов».

Потребление гелия в России в прошлом году упало на 4.6% до 3.5 млн м3, при этом снабжение стратегически важных отраслей не снизилось. В структуре потребления преобладает индустрия развлечений - 48%, на промышленность приходится 30% и 22% - на жидкий гелий, т.е. медицину и науку.

Основным потребителем жидкого гелия в России остается магнитно-резонансная томография. Спрос на жидкий гелий со стороны научно-исследовательских учреждений стабилен и не превышает 100 тыс. л в год. Г-жа Огрель отметила, что уже идет процесс обновления парка томографов с заменой старых МРТ, потребляющих до 1 тыс. л гелия в год на более экономичные, не требующие постоянной дозаправки гелием. Кроме того, будут увеличиваться поставки томографов на постоянных магнитах, для которых гелий вообще не нужен. Таким образом, потребление жидкого гелия будет расти крайне умеренными темпами.

Компания «Газпром газэнергосеть» по итогам 2015 г. реализовала 4.9 млн м3 гелия, из этого объема 3.58 млн м3 было поставлено внутренним потребителям, остальное отправлено на экспорт. Такую информацию сообщил Дмитрий Койнов, начальник управления развития перспективных рынков реализации. В текущем году прогнозируется небольшой - в пределах 2% - рост объемов реализации, однако направления поставок перераспределятся значительно в пользу российского рынка. Снижение экспортных поставок обусловлено первоочередностью обеспечения рынка РФ при ограниченном производстве.

Импорт жидкого гелия достиг пика в 2014 г. и с тех пор неуклонно снижается. В прошлом году он составил 241 тыс. м3, в этом же ожидается на уровне 150 тыс. м3.

Реализация жидкого гелия компанией «Газпром газэнергосеть» по итогам 2015 г. составила 1.89 млн м3, в нынешнем году ожидается небольшое снижение, ориентировочно оно составит 6.5% (до 1.77 млн м3). Как рассказал г-н Койнов, поставки на внутренний рынок в 2016 г. составят более 40% от общего объема. В целом за последние годы продажи российским потребителям выросли. Это связано с открытием новых точек розлива и расширением функционала ЭТП (усиление гибкости и прозрачности продаж).

Докладчик отметил, что суммарные объемы реализации близки к максимальным объемам производства. В целом же рынок РФ ограничен и развивается вместе с экономикой, именно поэтому избыточные объемы вывозятся за рубеж через «Газпром экспорт».

Продажи газообразного гелия в 2015 г. составили 3 млн м3, в нынешнем году прогнозируется рост показателя до 3.27 млн м3, увеличение произойдет за счет гелия марки Б. Объемы продаж гелия марки А относительно стабилен и держится на уровне 100 тыс. м3.

Рост реализации марки Б, по словам эксперта, связан с расширением экономики в целом, появлением новых сфер использования гелия и вытеснением импорта.

Г-н Койнов отметил, что из года в год увеличиваются продажи газообразного гелия на ЭТП. Если на момент запуска в 2013 г. это было 9% от общего объема, то сейчас показатель достиг 20%  и прогнозируется на этом же уровне и в будущем. «Теоретически мы можем продавать на ЭТП даже 30%, - говорит эксперт. - В Европе на торгах продают 10%. Мы держим средний уровень, устраивающий и ФАС, и потребителей».

В целом «Газпром газэнергосеть» достигла целевого состояния рынка гелия и не планирует в ближайшем будущем никаких резких действий и неожиданных инициатив. Как заявил генеральный директор компании Дмитрий Миронов, запланированные два-три года назад показатели достигнуты, и сейчас на рынке наблюдается определенная сбалансированность. За последние годы компания решила основные задачи формирования инфраструктуры российского рынка гелия - создание производства жидкого гелия, создание точек продаж в таких крупных центрах потребления, как Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск, и формирование прозрачного механизма ценообразования через электронные аукционы.

Дмитрий Койнов добавил, что компания видит определенные точки роста в сегменте потребления гелия - это дыхательные смеси и такая новая сфера, как дирижаблестроение. В то же время непосредственно инвестировать в развитие потребляющих отраслей «Газпром газэнергосеть» не планирует. В настоящий момент участие компании в стимулировании спроса выражается косвенно: основные усилия направлены на поддержание прозрачности и обеспеченности рынка ресурсом.

Генеральный директор компании «Техмед» Александр Базванов поинтересовался, планируется ли разрабатывать торговую политику на жидкий гелий? По словам г-на Койнова, только недавно была согласована и внедрена торговая политика в отношении гелия газообразного, сейчас она «обкатывается» на практике. Когда этот процесс  завершится, можно будет подумать и о жидком продукте. В тоже время, говорит эксперт, «коммерция» в отношении жидкого гелия во многом соответствует работе с газообразным.

Ежегодный рост спроса на гелий в мире в ближайшие 10 лет ожидается на уровне 1.5%, что ниже предыдущих прогнозов, которые составляли 2-3%. Как сообщил директор по развитию и стратегии Gazprom Marketing & Trading France Дидье Лебу, в результате развития заменителей гелия в некоторых сегментах потребление, существенно сократившееся вследствие дефицита в 2011-2013 гг., не восстановилось до прежних значений. Наиболее оптимистичный сценарий соответствует среднегодовым темпам роста 2.5% (на основе исторической динамики за последние 15 лет). Это подтверждается расчетами прогнозной динамики спроса на гелий по отдельным странам и сегментам потребления.

Тем не менее, дефицит гелия в мире все же появится, говорит Дидье Лебу. Ожидается, что к 2030 г. он составит до 85 млн м3 в соответствии с пострановым прогнозом. Этот расчет не учитывает объемы Амурского ГПЗ, все проекты ОИР, а также расчетный объем, равный 25% от всех заявленных гипотетических проектов. Предполагается, что экспортеры будут снижать затраты на логистику и поставлять свою продукцию в близлежащие регионы, используя географическую близость как конкурентное преимущество.

Ситуацию на гелиевом рынке США прокомментировал директор по развитию гелиевого бизнеса Linde Global Helium Ник Хайнс. Он употребил такое выражение, как «helium goldrush» - это высокая заинтересованность нефтегазодобывающих компаний в работе с другими газами, в т.ч. гелием. Это обусловлено в числе прочего и снижением цен на нефть и природный газ. Сейчас в Штатах, говорит г-н Хайнс, заявлено множество проектов по производству гелия, однако сколько из них в итоге реализуется – большой вопрос. «Объявить новый проект и получить первую партию продукта – разные вещи. Средний срок реализации проекта – это 5-8 лет, и время и силы стоит тратить на производство мощностью не менее 300 контейнеров», – заключил эксперт.

Что касается Амурского ГПЗ, то с его запуском, говорит Дидье Лебу, изменится вся парадигма мирового гелиевого рынка. Производство на этом заводе может быть увеличено при минимальных инвестициях в добычу и транспортировку сырья. Это связано с тем, что объемы гелия, содержащиеся  в природном газе Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, многократно превышают текущий профиль производства. Теоретический максимальный годовой объем добычи до 180 млн м3 может быть достигнут и поддерживаться десятилетиями, принимая во внимание размер запасов газовых месторождений Якутского и Иркутского центров газодобычи.

Докладчик отметил, что впервые в мировой истории гелия одного источника производства было бы достаточно, чтобы покрыть прогнозируемый дефицит на мировом рынке при различных сценариях в течение ближайших 30 лет.

Как рассказал начальник управления маркетинга и развития экспорта по нефти, нефтепродуктам и продуктам нефтехимии «Газпром экспорт» Андрей Блинов, основные объемы гелия будут поставляться в адрес крупнейших мировых потребителей. Очевидно, что подготовка контрактов займет немало времени. Кроме того, сделки необходимо будет согласовать в соответствии с внутренними регламентами, применяемыми сторонами, на это может потребоваться до шести месяцев.

Подробнее о проекте логистического центра обслуживания гелиевых контейнеров (ХАБе), который будет запущен в 2021 г. вместе с Амурским ГПЗ, рассказал генеральный директор компании «Газэнергосеть гелий» Анатолий Ким. ХАБ будет располагаться недалеко от Владивостока (на территории ТОСЭР «Надеждинская»). Он является неотъемлемой частью проекта «Амурский газоперерабатывающий завод» в части обеспечения непрерывной и надежной транспортной логистики  товарного жидкого гелия до экспортных портов.

Планируемый объем гелия, который будет выделяться из природного газа Ковыктинского и Чаяндинского месторождений, - 60 млн м3. Значительная его часть будет сжижаться и отправляться зарубежным потребителям, а значит, необходима доставка криогенным автомобильным транспортом от Амурского ГПЗ до ХАБа и далее в порты Владивосток и Находка. Расстояние от ГПЗ до ХАБа составляет около 1.5 тыс. км, на этом пути будут созданы два пункта отдыха водителей. «Газэнергосеть гелий» будет заниматься производственной эксплуатацией объекта. При этом криоконтейнеры, по словам Анатолия Кима, будут собственностью покупателей, свои емкости «Газэнергосеть гелий» в настоящий момент закупать не планирует.

Один из ведущих мировых производителей криоконтейнеров – компания Linde. Руководитель разработки предложений департамента криогенного оборудования Linde Engineering Division Ирина Увегард представила новую разработку – транспортный изоконтейнер для перевозки сжиженного гелия Helicon 2.0. Он отличается усовершенствованными эксплуатационными показателями. Срок хранения гелия - не менее 40 суток, жидкого азота - не менее 35. Докладчик особо отметила низкие потери продукта при заполнении емкости на 90%. Криоконтейнер предназначен для перевозки автомобильным и морским транспортом и соответствует международным стандартам проектирования.

Г-жа Увегард отметила, что компания обеспечивает своих поставщиков всеми необходимыми  разрешительными документами для использования контейнеров на российском рынке.

О криоконтейнерах своей компании рассказал главный инженер Gardner Cryogenics Алекс Варгез. Резервуары для транспортировки жидкого гелия Gardner имеют емкость от 1 до 15 тыс. галлонов, стационарные резервуары - от 5 до 30 тыс. галлонов.

«Криомаш-БЗКМ» производит широкий спектр криогенного оборудования для атомной, металлургической, химической, нефтехимической промышленности, предприятий Роскосмоса и ОПК. Заместитель генерального директора Алексей Семенов рассказал о разработках компании в области создания криогенных гелиевых комплексов на примере текущего проекта рефрижератора гелия, а также системы очистки гелия. Среди них – гелиевые ожижители и рефрижераторы, турбодетандеры на газостатических и газодинамических опорах, криогенные блоки предварительного охлаждения, системы хранения гелия и азота.

В свете реализации крупномасштабного гелиевого проекта все актуальнее становятся отечественные разработки в сфере разделения газовых смесей. Компания «ТЕКОН Мембранные Технологии» разрабатывает мембраны для выделения гелия из газов со сниженной величиной концентрационной поляризации. Как сообщил заведующий кафедрой мембранной технологии РХТУ им. Д.И. Менделеева Георгий Каграманов, получена модифицированная половолоконная мембрана с высокими показателями селективности по паре He/CH4. Экспериментально подтверждена механическая стойкость при давлении 95 атм на метане без пластификации, отработана технология управления геометрическими размерами волокна при формовании. «Мы научились управлять параметрами селективность-проницаемость в рамках одного полимерного материала, - говорит эксперт. – Также мы получили несколько типов мембран с разными параметрами, схожими с Air Liquide (более селективные - менее проницаемые) и UBE (более проницаемые - менее селективные)».

Для проектирования объектов нефтегазовой отрасли с применением мембранных технологий очень важным моментом является научно-техническое сопровождение. По словам главного специалиста «ЦКБН» Владимира Соломахина, выбор подходящей мембранной продукции для конкретной прикладной задачи имеет большое значение, но это только часть решения задачи. Необходимо в постановке задачи корректно подходить к требованиям по степени извлечения целевых компонентов из состава природного газа на каждом этапе/ступени процессов мембранного газоразделения с комплексным учетом их технологических возможностей. Определение параметров эксплуатации мембранного оборудования требует квалифицированной аргументации и понимания всех последствий по выбранным решениям (ощутимое влияние на капитальные вложения и эксплуатационные затраты). Обоснование выбора технологических схем газоразделения необходимо делать с учетом и оценкой ресурсосберегающих и энергосберегающих характеристик применяемых технологических процессов. Квалифицированное понимание возможных попутных эффектов с применением мембранных технологий в конкретной прикладной задаче во многих случаях приводит к необходимости дополнительных решений в виде применения вспомогательного технологического оборудования. Вопросы интеграции мембранных технологий в классические технологические процессы должны решаться комплексно, т.е. с учетом всех специфик по параметрам работы оборудования и особенностям процессов газоразделения. В ряде случаев целесообразно применять более сложную структуру технологических процессов (с обратной связью и рециклами) и в комплексе с разными типами оборудования. Докладчик отметил, что инновации должны внедряться при корректном и комплексном подходе с разумной степенью минимизации рисков.

О преимуществах мембранной технологии для извлечения гелия из  природного газа рассказал Антон Тройников, инженер первой категории компании «ВНИПИгаздобыча». Он отметил возможность снижения капитальных вложений и эксплуатационных затрат при использовании мембранной технологии взамен традиционной криогенной для выделения в условиях газового промысла избыточных объемов гелия, которые не будут реализованы на мировом рынке.

Принципиальная технологическая схема установки мембранного выделения гелиевого концентрата на Чаяндинском НГКМ (УМВГК) предусматривает промысловую подготовку всего объема газа Чаяндинского НГКМ и расширение мощностей для газа Ковыктинского ГКМ. С учетом производства гелия на Амурском ГПЗ максимальный объем газа, поступающий непосредственно на мембранное разделение, будет зависеть от рыночной потребности в товарном гелии.

Однако использование мембранной технологии при подготовке природного газа осложняется отсутствием российских мембранных элементов. Есть два пути решения данной проблемы: создание собственного производства с нуля или локализация существующего (частичная или полная). Выбор путей создания производства должен осуществляться комплексно с учетом экономической целесообразности, существующих рисков и результатов испытаний.

На Ковыктинском ГКМ уже около трех лет эксплуатируется опытно-промышленная мембранная установка (ОПМУ), ее работа повышает надежность исходных данных при проектировании и эксплуатации промышленных мембранных газоразделительных установок на Чаяндинском НГКМ и других объектах «Газпрома». ОПМУ позволяет проводить испытания мембранных элементов отечественных производителей на многокомпонентной газовой смеси в условиях, максимально приближенных к работе проектируемой промышленной установки, для оценки возможности их использования в перспективных проектах «Газпрома».

Гелий уже широко применяется для развития новейших технологий, в научных исследованиях и в различных отраслях промышленности, но в будущем в связи с уникальными свойствами его  применение в энергетических установках, медицинских приборах и научных исследованиях имеет огромное стратегическое значение. Представитель подмосковной Дубны, где сейчас идет осуществление научного мегапроекта NICA, главный инженер Лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований Николай Агапов рассказал о создании сверхпроводящего коллайдера тяжелых ионов, предназначенного для изучения явлений в сверхплотной горячей материи. Криогенный комплекс лаборатории имеет в своем составе крупнейшие в России ожижители гелия. Докладчик рассказал об успешных испытаниях новых головных образцов отечественного оборудования: ожижителя гелия производительностью 1.1 тыс. л/час и работающего с ним винтового гелиевого компрессора с давлением 30 атм и подачей газа до 6.7 тыс. Нм3/час. Поставщики – «НПО Гелиймаш» и «НИИтурбокомпрессор».


Электромобили 2018

13 апреля 2018

Битумы и ПБВ 2017

28 ноября 2017

ТрИЗ 2017

27 ноября 2017

Ароматика 2017

27 октября 2017

Гелий 2017

24 октября 2017

Топливные присадки 2017

05 сентября 2017

Все конференции