RU  |  EN

Больше шин для машин

26 ноября 2012

В понедельник 26 ноября 2012 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва» прошла Седьмая Международная конференция «Каучуки, шины и РТИ 2012». Компания Lanxess выступила в качестве Золотого спонсора конференции. Партнерами мероприятия стали «Торговый дом «Оргхим», компании Ineos Melamines и Quest International Trading. Конференция прошла при поддержке компании Russian Automotive Market Research и журнала «Автобизнес». Текущий год был весьма трудным для каучуковой индустрии в целом. Он ознаменовался ростом в первом полугодии и сложностями на рынке во втором. Правила игры на рынке со вступлением России в ВТО изменились, возник вопрос о необходимости введения защитных мер. Об этом в приветственном слове сказал глава Creon Energy Фарес Кильзие.

Руководитель направления Стратегия и маркетинг дирекции синтетических каучуков компании «Сибур» Юлия Сурганова представила обзор рынка синтетических каучуков. Мировой рынок синтетических каучуков высоко консолидирован. Среди лидеров - компании Lanxess, Sinopec и PetroChina.
По данным международного института производителей синтетических каучуков (IISRP) cтруктура мощностей по регионам демонстрирует, что лидером является Азия, более половины объема этого региона нарабатывается в Китае. В России расположено около 10 % мировых производственных мощностей. По тем же данным, наиболее значимое расширение мощностей, в среднесрочной перспективе, ожидается в Китае и Сингапуре. Объем мировых мощностей по производству синтетических каучуков к 2017 году увеличится на 13%, доля Азии при этом незначительно уменьшится. Показатели России сохранятся на том же уровне. Ожидается значимое расширение мощностей по ДССК, связанное с увеличением доли шин нового поколения, а также увеличение ГБК в связи с динамичным развитием мирового производства радиальных шин. В связи с дальнейшим развитием автомобильного сегмента ожидается небольшой рост мощностей по ЭПДМ.
Мировая автомобильная промышленность является ключевым драйвером развития каучуковой отрасли, а постоянно ужесточающиеся требования по экологии и безопасности вождения, по мнению докладчицы, накладывают более жесткие требования к самим каучукам как для шинных, так и для резино-технических применений. Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на всю мировую каучуковую промышленность является доступ к бутадиену и соответственно к бутилен-дивинильной фракции - побочной фракции установок пиролиза, которые в свою очередь зависят типа сырья для пиролизов, обусловленных соотношением между ценами на нефть и натуральный газ. Доступность и ценовая конъюнктура на бутадиен, а также натуральный каучук – ближайший субститут синтетических каучуков в ряде применений оказывают значительное влияние на общую ситуацию на мировом рынке каучуков.
Внутренний рынок развивается медленными темпами. По данным ассоциации Синтезкаучук в России производится чуть более 1 млн. тн синтетических каучуков, причем менее половины идёт на внутренний рынок, остальное - на экспорт. Потребление синтетических каучуков долгосрочной перспективе незначительно выростетет с сохранением экспорт ориентированности. Компания «Сибур» планирует расширение производственных мощностей по ряду продуктов, среди которых запуск новой мощности по термоэластопластам в 2013 г.
Среди «глобальных факторов» госпожа Сурганова выделила повышение требований к качеству каучуков и шин, дефицит мономеров, сужение экспортного потенциала, и разработку альтернативных методов получения бутадиена.

 

Ведущий экономист отдела шин и каучуков LMC International Джон МакКлюр осветил состояние мирового рынка шин, уделив особое внимание рынкам России и Китая. Замена шин является основной причиной роста спроса на продукт. К факторам, влияющими на данный процесс, относятся потребление автомобилей, состояние дорог и погодные условия, тип шин и установленные в регионе цены на сырье. К развитым рынкам специалист компании относит рынки США, где практически у каждого есть автомобиль, Канады, Западной Европы, Японии и Кореи, все остальные рынки являются развивающимися. В частности, к развивающимся рынкам относится Китай, инфраструктура которого не готова к принятию большего количества автомобилей. Однако с ростом населения, увеличивается потребление автомобилей, следовательно, и шин. Увеличение китайского производства шин оказывает определенное влияние на ситуацию на мировом рынке. Значительные объемы китайских шин поставляются для сегмента средних и тяжелых автомобилей. В 2012 году Китай на 10% увеличил производство радиальных шин. Шины из Китая в больших объемах экспортируются в Европу и США, а также на Ближнем Востоке. Импорт находится на уровне 35-40%.

Россия на мировом рынке шин занимает уникальное положение, являясь сильным прямым импортером шин как для легковых, так и для грузовых автомобилей. В 2011 году Россия импортировала чуть более 12 млн. штук шин для легковых автомобилей и более 2 млн. шин для грузовых. Итогом 2012 года станет продажа в России около 40 миллионов сменных шин для легковых автомобилей, более половины этого объема составят зимние шины. Основными направлениями российского импорта являются Европа, государства Юго-Восточной Азии и Китай. Из Восточной Азии в Россию импортируется 7,7 млн. шин для легковых автомобилей и 0,28 млн. шин для грузовиков, из Европы – 4,7 млн. и 0,98 млн. шин. Китай поставляет в Россию 3,8 млн. шин для легковых и 0,07 млн. шин для грузовых автомобилей. Импорт из стран Северной Америки составляет 0,3 млн. и 0,01 млн. шин для легковых и грузовых автомобилей соответственно. Доля импорта на российском рынке шин составляет почти 50 %. В долгосрочной перспективе показатели импорта шин для легковых автомобилей будут на уровне около 40%, в сегменте шин для грузовиков эти цифры будут несколько ниже.

Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research, рассказала о российском автомобильном рынке, в частности о потреблении шин и РТИ. Автомобильный рынок в текущем году характеризуется ростом в объеме 10 %, в следующем году ожидается рост на уровне всего 5 %. В производстве легковых автомобилей в этом году наблюдается небольшой рост на уровне 8 %. В сегменте грузовых автомобилей производство до сих пор не вышло на предкризисный уровень 2008 года. В секторе автобусов наблюдается незначительный рост, но на предкризисный уровень производство автобусов не вышло.
Российский автопарк можно охарактеризовать как растущий, его объем составляет около 39,5 млн. легковых автомобилей, 3,9 млн. грузовых машин и 0,8 млн. автобусов. Если ситуация не изменится, то к 2014 году количество легковых автомобилей в парке приблизится к 44,4 млн. шт. Происходит замещение российских автомобилей иностранными. Так в период с 1999 по 2011 гг. количество иномарок в сегменте легковых автомобилей возросло с 22 до 45 %. Ожидается, что к 2015 году эта цифра составит 55 %. Доля импортируемых шин будет сокращаться, а доля локализованных производств зарубежных фирм, наоборот, расти. Возрастная структура отечественного автопарка демонстрирует, что самым обновляемым его сегментом является сегмент легковых автомобилей. Только 24 % легковых автомобилей (то есть около 8,5 млн.) эксплуатируются более 20 лет. «Возраст» 48 % автобусов и 51 % грузовиков также превышает 20 лет. Ввести единовременный запрет на использование таких автомобилей не представляется возможным, так как заменить их нечем, следует ожидать принятия косвенных мер, таких как увеличения страховки, ставок транспортного налога. Пока бесспорным лидером остается российский производитель, однако производство собственных автомобилей сокращается, российские модели замещаются иностранными. Доли компаний «ГАЗ» и «КАМАЗ» в сегменте грузовых автомобилей составляют 26 % и 20% соответственно. В секторе автобусов отечественные производители также сохраняют лидирующие позиции, но идет процесс экспансии иностранных производителей на российский рынок.
Докладчица также охарактеризовала существующий в регионах страны спрос. Основной спрос на легковые автомобили сосредоточен в Центральном и Приволжском федеральных округах, это определяется двумя факторами: количеством населения и уровнем дохода. 7 % спроса приходится на Дальневосточный Федеральный округ, в котором представлено большое количество японских автомобилей. В сегменте грузовиков самыми емкими являются Центральный и  Сибирский федеральные округа. В секторе автобусов лидирует Центральный федеральный округ, последнее место по спросу занимает Дальневосточный округ.

Информация о состоянии российского рынка шин была подготовлена г-жой Арабаджи совместно с компаниями «Инвентра» и «Кордиант». Динамика российского рынка шин характеризуется ростом на уровне 23 % по объемам производства, что составляет около 25 % в денежном выражении. Российский рынок растет: объемы производства в первом полугодии 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  увеличились  почти на 6%, экспорт  за этот же период сократился на 4 %, доля импорта, наоборот, выросла на 39%. В среднесрочной и долгосрочной перспективе возможно сокращение импорта. Среди основных игроков рынка эксперт отметила компании Nokian (доля равна 15 % в денежном выражении), «Кордиант» (13 %), «Нижнекамскшина» (13 %), Michelin (10 %), Yokohama (5 %), Bridgestone (5 %) и Continental (4 %). Структура потребления характеризуется значительной долей шин для легковых автомобилей. На сегодняшний день большое количество шин закупается владельцами автомобилей для замены. С восстановлением рынка растет спрос на премиальный сегмент А, т.к. автовладельцы приобретают все больше иномарок. С ростом спроса на иностранные автомобили будет расти потребление шин иностранного производства. В целом повышаются  требования к поставщикам шин. Ужесточение требований ОЕМ к шинам (к сцеплению, сроку службы, уровню шума, экологичности, утилизации и т.д.) приведет к улучшению качества, производимых на территории России шин. Доля шин класса А в денежном выражении превалирует на российском рынке и составляет 39 %. В связи с уменьшением спроса со стороны производителей коммерческой техники в 2012 году снизилась доля ЦМК шин. Шансы российских производителей РТИ сохранить позиции поставщиков первого уровня, по оценкам эксперта, малы.

Георгий Ротов, генеральный директор «Континентал Калуга» рассказал о реализации проекта строительства шинного завода Continental в Калуге. Созданная в 1871 году компания в России присутствует с 2005 года и является диверсифицированным поставщиком автомобильной промышленности. Объем продаж в текущем году составил 32 млрд. евро в денежном эквиваленте, в прошлом году было продано 125 млн. шин. Continental. Реализация проекта была начата в 2010 году. Инвестиции в строительство завода в Калуге составили 240 млн. евро. На начальном этапе на заводе планируется производить 4 млн. шин для легковых автомобилей в год, а затем его производственная мощность вырастет до 16 млн. шин в год. Предприятие также способно выпускать шины для грузовых автомобилей. Компания планирует поставлять шины не только на вторичные рынки, но и на конвейер. Помимо основного производства, будет построен завод ContiTech по выпуску автомобильных шлангов подачи жидкости для систем кондиционирования автомобилей. Это обусловлено возможностью использования мощностей цеха смешивания для приготовления резиновых смесей в производстве РТИ и станции генерирования пара для вулканизации изделий. Запуск производств запланирован на 2013 год. В настоящий момент все основные корпуса готовы к монтажу.

Заместитель директора по реализации «Торгового дома «Кама» Евгений Истомин сообщил об увеличении объемов производства «Нижнекамского шинного комплекса» на 15 % при сохранении пропорций экспортной и импортной составляющих. Также представитель компании отметил проблемы, возникшие в текущем году в ходе поставок в Бразилию. Заместитель директора по новым продажам и инжиниринговым процессам НТЦ «Интайр», Александр Бакин поделился с аудиторией форума планами компании «Кордиант», в состав которой входит НТЦ, сохранить объем продаж на уровне прошлого года и отметил, что загрузка мощностей на производстве составляет 100%.

Представитель холдинга «Автотор» Владимир Длугоканский сообщил о выпуске предприятием миллионного автомобиля и рассказал присутствующим о запуске авто-кластера, объединяющего 21 завод (15 производителей автокомплектующих и 6 предприятий, специализирующихся на сборке). В кластер вошли KIA (планируемое количество сборки автомобилей - 100 тыс.), Land Rover (35 тыс.), Subaru (50 тыс.), BMW (50 тыс.), Hyundai (30 тыс.) и General Motors (100 тыс.). На данном этапе уже подписано соглашение с компанией «Магна». Холдинг находится в поиске стратегического партнера среди производителей шин. По словам господина Длугоканского, предпочтение будет отдано компаниям, обладающим документальным подтверждением возможности использования их изделий на автомобилях производства «Автотор» или уже являющимися поставщиками.

Российский рынок резинотехнических изделий развит слабо. Менеджер по продажам в СНГ бизнес-подразделений RUC/PBR Lanxess Антон Монахов отметил, что некоторые продукты на территории России не производятся исторически, так как российские производители РТИ пока не справляются с требованиями производителей автомобилей. Ведущий специалист по эластомерным материалам «Группы ГАЗ» Светлана Егорова добавила, что тенденция перехода от РТИ к термоэластомерным материалам существует и является мировой, однако не везде есть возможность заменить резинотехнические изделия. Кроме того, отечественные ТЭПы не производятся. Госпожа Егорова также отметила, что почти 90 % резинотехнических изделий, используемых в моделях «Группы ГАЗ», импортного производства. Среди отечественных производителей, с которыми сотрудничает компания – предприятие «Уралэластотехника», небольшие объемы закупаются у  завода «Балаковорезинотехника», объем поставок с производственного предприятия «Саранскрезинотехника» практически равен нулю.

Виганд Брауне, менеджер по продажам в Европе, Ближнем Востоке и Африке бизнес-направления «Каучуки» компании Rhein Chemie Rheinau концерна LANXESS, посвятил свое выступление усиливающим материалам, разработанным для резиновой промышленности. Четыре базовых усиливающих добавки, применяемые в резиновых смесях - это технический углерод, карбонат кальция, каолиновая глина и диоксид кремния. Новым словом в упрочнении могут стать армирующий текстиль и волокно различных типов (филаментное волокно, длинные и короткое волокна). По сравнению с изделиями, армированными текстилем, короткие волокна обладают рядом преимуществ: они позволяют снизить стоимость продукта, а также улучшают и изменяют механические свойства резиновых смесей для специальных видов применений. Волокна обеспечивают упрочнение, снижают относительное удлинение, уменьшают развитие порезов и разбухание экструдируемого потока, повышают жесткость продукта. Пульпа арамидного волокна представляет собой фибриллированные короткие арамидные волокна с большой площадью поверхности, составляющей 8-35 м²/г. Арамидные волокна обладают чрезвычайно высокой прочностью, высоким модулем Юнга, составляющим 60-120 ГПа, и превосходной термостойкостью, устойчивостью к разрезам и химической стойкостью. Докладчик также рассказал о волокне Santoweb, разработанном в США. Santoweb представляет собой не регенерированные природные целлюлозные волокна, специально обработанные для достижения хорошей диспергируемости в резиновых смесях. Господин Брауне продемонстрировал результаты применения  волокон в производстве резин и изделий. Основным требованием для достижения максимального эффекта при армировании волокнами является их надлежащая диспергируемость. Например, короткие волокна арамидной пульпы достигают дисперсности только при использовании предварительного диспергированых марок, таких как полимерсвязанный продукт на основе короткого волокна арамидной пульпы RhenogranAFP-40/EPDM или RhenogranP91-40/EPDM. По сообщению эксперта, армирующие волокна находят применение в производстве ремней, мембран, рукавов, уплотнений, прокладок, роликов, кабелей, профилей, обуви и автомобильных покрышек. В завершении своего выступления специалист компании отметил, что лигнин, основным применением которого сегодня является топливо, в будущем также может использоваться в качестве армирующего наполнителя.

Руководитель проекта «Развитие нефтехимии» Дирекции по развитию и перспективным технологиям ЗАО «ТД «Оргхим» Александр Щепалов выступил с докладом, посвященным современным тенденциям в использовании масел-пластификаторов для шин. Приоритетными требованиями к шинам на сегодняшний день являются топливная экономичность, пониженное шумообразование, канцерогенная безопасность, предполагающая использование гарантированно безопасных компонентов, и долговечность. В 2005 году в Европе была принята директива 2005/69/EC, которая запретила использование канцерогенных веществ в шинах и каучуках. Аналогичные запреты введены также в Японии, США, Корее, Китае, Турции, Индии, Бразилии. На территории Европейского Союза лимитировано содержание 8 канцерогенных соединений, в Америке – 16 канцерогенных углеводородов. 2 из 8 соединений, запрещенных в Европе, не входят в американский перечень. В Германии с прошлого года установлен запрет на все 18 соединений. Из-за различного уровня токсичности ПАУ их общее содержание не дает полную оценку канцерогенности, по этой причине планируется введение обобщенного показателя – эквивалентной канцерогенности. Данный показатель показывает канцерогенность продукта в сравнении с бензо(а)пиреном – наиболее опасным канцерогеном. Во второй части доклада были освещены новые требования законодательства Евросоюза касающиеся обязательной маркировки шин, вводимой с ноября этого года. Было охарактеризовано влияние масел-пластификаторов различных видов на эксплуатационные свойства шин. Особое внимание в докладе было уделено показателю безопасности – сцеплению с мокрым асфальтом. Показано, что данный показатель во многом определяется природой масла-пластификатора и наилучшие показатели достигаются при использовании ароматических масел-пластификаторов.
В настоящее время БХ «Оргхим» является единственным в России производителем бесканцерогенных масел-пластификаторов для шин и каучуков. Большая часть производимых холдингом  пластификаторов поставляется на экспорт.

Глобальный руководитель по технологии Ineos Melamines Кристиан Ротландер представил обзор смол, улучшающих и усиливающих адгезию смол марки Resimene. Последняя разработка компании, продукт на основе меламина, призвана обеспечить снижение потерь энергии и накопления тепла в усиливающих материалах и улучшающих адгезию соединениях. Новый продукт  доступен на рынке и может быть поставлен в виде жидкости или порошка. Представитель компании сообщил о начале поставок продукции в Россию, а также прокомментировал запуск первого в России производства меламина, отметив, что данный факт не повлияет на стратегию компании на российском рынке.

Председатель правления НПП «Квалитет» Александр Меджибовский рассказал о разработках компании в области химикатов для каучуков и резин. Антиагломераторы, разработанные на предприятии, применяются в процессе выделения растворных каучуков. Разработка нового антиагломератора производилась с целью упростить технологию и уменьшить его расход. Антиагломератор производства «Квалитет» значительно снижает расходные нормы, а также практически не оказывает влияние на кинетику вулканизации шинных резин. Результаты физико-механических испытаний показали, что свойства резин на основе опытного каучука не уступают серийным, а по некоторым показателям превосходят их. Докладчик также представил свойства противостарителей для каучуков и резин, позволяющих увеличить стойкость шин к старению, и ускорителей вулканизации, способных растворяться во всех видах каучуков. Цены на отечественные разработки ниже, чем стоимость импортных аналогов.

Доклад Оливье Бади, инженера-исследователя по применению силики Rhodia Operations, посвящен силике для шин и производства каучуков. Господин Бади представил две последних разработки компании. Первой из них стала высоко диспергируемая силика, выпускаемая в форме микро-гранулята со сверхмалой площадью поверхности, разработанная для улучшения ряда технологических свойств по плотности, объему, пылению, а также увеличения сцепления со скользкой поверхностью. Вторая разработка представляет силику, дисперсность которой еще выше благодаря усовершенствованной структуре и большей удельной поверхности.

Анна Даутова, генеральный директор компании Inventra, считает, что драйвером сокращения разрыва между производственными мощностями и объемами потребления каучуков в России станет развитие шинной промышленности. Для того чтобы темпы развития шинной промышленности соответствовали темпам роста автомобильного парка, необходима строгая система государственного регулирования, аналогичная схеме локализации в автомобильном комплексе. Продукция, произведенная в России, постепенно заменит импортные продукты при правильной защитной политике, подготовка введения утилизационного сбора на шины – первый шаг. Как и в автомобильной промышленности, местные производители уступят место глобальным компаниям, производство которых будет локализовано в России. Немногочисленным российским компаниям, сохранившим свои позиции на рынке, придется соответствовать жестким европейским стандартам, конкурировать с зарубежными производителями. За изменениями в шинном секторе последуют перемены в производстве резинотехнических изделий, новые современные заводы по производству РТИ будут локализованы, и отрасль заработает по новым принципам.


Все конференции